Значение дискомфорта. Часть 1
«По мере того, как мы становимся более опытными в этой практике, мы начинаем лучше осознавать, когда мы реагируем привычным образом, а когда мы реагируем исходя из необходимости.»
Я задумался о вопросе, который мне часто задают и обычно он звучит следующим образом:
«Если мне становится лучше, почему иногда я чувствую себя некомфортно?»
Слишком часто мы связываем наши мысли об исцелении или другом аспекте нашей жизни, нуждающемся в перепрограммировании, например, изобилие или другие изменения над которыми мы работаем, с идеей, что наш прогресс измеряется только лишь с точки зрения того, насколько нам комфортно и легко.
Но если мы собираемся действительно войти в реку перемен, это означает, что мы должны оставить известное позади. А что подразумевается под известным? Знакомое. Предсказуемое. Привычное. Даже когда доказано, что известное не работает, оно всё равно кажется нам удобным.
В конечном счете, вступление на путь перемен означает, что мы должны оставить свое старую версию позади. По мере того, как мы меняемся, мы постоянно сбрасываем различные слои себя — мысли, чувства и поведение, которые больше не служат нам. Это ничто иное как биологическая смерть — смерть нашей старой личности. И это можно охарактеризовать только как дискомфорт.
Итак, краткий вариант ответа, который я даю всем, кто спрашивает меня о том, как дискомфорт «вписывается» в их практику: «мы можем испытывать дискомфорт все время.»
И есть много слоев и и уровней глубины дискомфорта, и как нам на них реагировать.
Дискомфорт выживания
Иногда мы имеем дело с дискомфортом, когда живём в стрессе и в режиме выживания. Нас что-то настораживает: у нашего ребенка опасная лихорадка, супруг/а потерял работу, семья находится на пороге финансового краха, паводковые воды затапливают наши улицы.
В такие моменты мы находимся в режиме «бей-беги-замри». Нам нужно сосредоточиться, сконцентрироваться и использовать наши запрограммированные инстинкты выживания, чтобы защитить себя и своих близких. И в краткосрочной перспективе это хорошо, так как нам необходимо больше энергии, чтобы реагировать на обстоятельства такого рода.
Однажды на ретрите ко мне подошла женщина, смущенная своим душевным состоянием. Ее муж обратился к ней с неотложной работой, которая как раз находилась в сфере ее компетенции как адвоката. Итак, в то время как большинство других участников мероприятия спали, отдыхая телом и разумом, готовясь к утренней медитации следующего дня, она не спала всю ночь и готовила электронное письмо, помогая своему мужу получить надлежащее и справедливое отношение в его ситуации.
Для её семьи это был вопрос выживания. И когда она мне об этом рассказала, я заверил её, сказав: «ты сделала именно то, что должна была сделать. Эти гормоны стресса должны были держать тебя в бодрствующем состоянии, потому что тебе нужна была энергия, чтобы оставаться начеку, соответственно реагировать и довести дело до конца». Неспроста эти химические вещества являются частью нашей биологии. Они дают нам энергию, чтобы «сделать что-то» с возникшей проблемой.
В нашей практике мы часто говорим о выходе из состояния выживания, чтобы мы могли творить. Но это не значит, что состояние выживания не может служить нам когда того требует ситуация. Иногда, эти кратковременные состояния необходимы для нашего благополучия.
Это также своего рода дискомфорт, призванный привлечь наше внимание. У нас меняется частота сердечных сокращений и дыхания. Наше тело вырабатывает гормоны стресса для мобилизации энергии. Все системы нашего тела переходят на службу экстренного реагирования, чтобы мы могли оставаться в безопасности. Бывают моменты, когда выживание и сопутствующий ему дискомфорт необходимы.
Различие между реакцией и ответом
Если мы постоянно находимся в состояние выживания и стресса, то такой режим становится неадаптивным, что приводит к постоянному дискомфорту из-за дисбаланса. Когда так происходит, это становится проблемой — мы испытываем физический, умственный, эмоциональный и химический дисбаланс и, как следствие, возникают болезни.
По мере того, как мы становимся более опытными в нашей практике и лучше настраиваемся на сигналы нашего тела, мы можем научиться различать эти состояния. Мы лучше понимаем, когда реагируем привычным образом, а когда исходя из необходимости.
И есть еще один вид дискомфорта, который мы научимся распознавать по мере того как мы будем углубляться в практику. Такой, который возникает потому что мы действительно меняемся.
Я расскажу об этом важном и необходимом процессе во второй части.